РУСБЕЛ

 

Управление ПО образованию  администрации Советского района г. Минска

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ЯСЛИ-САД №314 Г. МИНСКА»

 

 

О нас | Одно окно | Родителям | Методическая копилка | Фотогалереи | Сервисы | Контакты

 

Меню раздела

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

хостинг

adm.edu.by

 


Нравственно-эстетическое воспитание детей средствами музыки» 

Воспитание у детей нравственно-эстетического отношения может успешно решаться средствами разных видов искусства. Процесс нравственно-эстетического воспитания сложен и многогранен. Однако в нем могут быть выделены некоторые главные моменты, составляющие как бы основную схему, модель этого процесса. Первым компонентом модели можно назвать формирование у ребенка эмоционально-нравственного отношения. В процессе приобщения к искусству взрослый так организует свою деятельность, чтобы дать им возможность эмоционально пережить произведение. Слушая сказку, разглядывая картину, смотря спектакль, ребенок ставит себя на место героя, становится как бы участником действия, сопереживает.

         Взрослый должен активно поддерживать стремление ребенка к прекрасному, доброму, воспитывать в нем нетерпимость к злу, веру в победу справедливости. В результате у детей формируется потребность помочь другому в беде, стремление преодолеть и наказать зло, появляется страстное желание быть красивым, умным, добрым, похожим на понравившегося героя произведения. Поведение, поступки, мысли, даже речь героя надолго остаются эталоном для организации собственного поведения ребенка в окружающей среде, источником создания определенных игровых ситуаций.

          Формирование индивидуальных нравственно-эстетических свойств личности объединяются понятием «эстетический вкус». В дошкольном детстве формируются нравственно-эстетические предпосылки вкуса, формируется эмоционально-оценочное отношение ребенка к окружающей действительности.

          Первые нравственные представления и понятия формируются у детей наиболее успешно под воздействием произведений искусства, поскольку без соответствующего эстетического отношения значительно снижается действенность нравственных уроков, преподаваемых взрослыми.

          Музыкальное искусство, как и любое другое, помогает детям постигать красоту окружающей действительности, способствует обогащению их жизненного опыта, вызывает разнообразные эмоциональные переживания.

          Впечатления, накопленные от восприятия музыкальных произведений, природных явлений дети переносят в свою художественную деятельность. На их основе у ребенка формируются склонности, способности, художественные интересы, развивается эстетический вкус.

          Нравственно-эстетическое отношение детей к окружающему, к природе достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, взрослые воспитывают такое же отношение и к образам реальной природы.

          Нравственно-эстетическое отношение детей к окружающему предполагает эмоциональный отклик на все прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему живому, оценку красивого и в природе, и в искусстве (оценка красивых, гармоничных сочетаний, красок, звуков и т.д.)

          Формирование у ребенка умения эмоционально воспринимать прекрасное в музыке, природе, творчески переносить его элементы в художественную деятельность в большей степени зависит от обучения. В связи с этим большую роль играет педагог, помогающий ребенку эстетически воспринимать и оценивать окружающее, познавать природный мир, постигая его красоту и гармонию через красоту и гармонию музыкальных звуков.

          Музыка – едва ли не единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка с раннего возраста. Передавая посредством музыкального образа всю гамму чувств и их оттенков, она расширяет представления детей о чувствах человека, проявляющихся в реальной жизни.

          Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость к любому другому виду искусства. Поэтому важно сформировать у детей основы музыкальной культуры, а через нее – художественной и эстетической культуры в целом.

          Необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей является накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости. Этот ценностный опыт переживаний – тезаурус музыкальных впечатлений – является основой формирования положительного эмоционально-оценочного отношения детей к музыке. Чрезвычайно ответственна роль взрослых в приобретении такого опыта детьми дошкольного возраста. Ведь именно в этот период формируются эталоны красоты, начинают закладываться основы художественного вкуса. Поэтому так важно обеспечить получение с детства полноценных музыкальных впечатлений, а вместе с тем – привыкание к языку интонаций народной, классической и современной музыки, постижение «интонационного словаря» музыки разных эпох и стилей. Рекомендуется отдать предпочтение народной музыке и классической, доступной по эмоциональному содержанию, играющей особо важную, благодатную роль в формировании основ художественного вкуса, духовности, нравственности музыкальной культуры.

          Дети способны воспринимать с раннего возраста колыбельные песни, небольшие попевки, пестушки. Хорошо, если мама споет колыбельную для своего малыша. Песенные интонации успокаивают, убаюкивают. Ребенок сосредотачивает свое внимание на звуках и засыпает.

          Дети с удовольствием откликаются на музыку В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена, П.И. Чайковского, А. Гречанинова, Д. Шостаковича, Й. Гайдна, Р. Щедрина, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, И. Брамса, Ф. Шопена, С. Рахманинова, С. Прокофьева, С. Майкапара и др.

          Формируется интерес к народной музыке через знакомство детей с народными мелодиями: “Полька-Янка”, “Полька-Паўлінка”, “Крыжачок”, “Купалінка”, “Чаму ж мне не пець”, “Чобаты”, “Рэчанька” і г.д.

          Взрослым необходимо содействовать в создании условий в повседневной жизни детей для накопления музыкальных впечатлений, обогащению опыта восприятия детьми произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, народной, лучших образцов современной музыки, формированию сокровищницы впечатлений путем посещения детьми различных театров (Театр Оперы и балета, Филармония, Театр музкамедии, Кукольный театр и т.д.), спектаклей, посещения разнообразных выставок, участия в Днях культуры и различных праздниках.

          Родители должны способствовать музыкальному развитию своих детей, повышая свой музыкальный уровень, проявлять активность в сотрудничестве и сотворчестве в музыкальном воспитании в условиях детского сада. Это и участие в утренниках, концертах, других развлечениях, и в подготовке декораций, костюмов и др. В домашних условиях также можно содействовать активизации самостоятельной деятельности путем обогащения музыкальной фонотеки, организации музыкальных уголков и др.

          Музыкальный руководитель, в свою очередь, может оказать помощь в консультировании родителей в области музыкального воспитания, обогатив их представления специальными знаниями и умениями.

 

Литература:

 

  1. Учебная программа дошкольного образования.- Минск: 2012.
  2. Штанько И.В. Воспитание искусством в детском саду. - Минск, Аверсев,2012.

         

 

 


      Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь  

 

220123, г. Минск, ул. Богдановича, 68А,+375 (17) 392 57 25, e-mail: ddu314@minsk.edu.by,

 Регистрационное свидетельство: №191291948 от 28.12.2009